Останні новини

Блог

Аукцион вместо зеленого тарифа. Чего ждать производителям альтернативной энергии?

 

«Зеленый тариф», как механизм стимулирования развития сектора альтернативной энергетики и увеличения её доли в общем объеме потребления энергии страны, был введён в 2009 году по примеру ЕС. Этот шах себя оправдал, обеспечив кратный рост мощностей ВИЭ и повышенный интерес инвесторов к сектору, даже в условиях высоких страновых рисков, которые сегодня, к сожалению, существуют в нашем государстве.

 

Но сегодня в прогрессивном мире и Европе в частности, используют уже более совершенные методы поддержки данного сектора.  В частности речь идет о переходе многих стран, которые достигли значительной доли ВИЭ в общем энергобалансе, от фиксированных стимулирующих тарифов в пользу аукционных механизмов их определения. Аукционы позволяют находить баланс между интересами производителей (которые зависят от стоимости технологий ВИЭ, инвестиционных рисков, регуляторных трендов) и потребителей, желающих получать электроэнергию по оптимальной, конкурентной стоимости.

 

Что касается Украины, то следуя опыту и рекомендациям европейских партнеров (ЕБРР, Еврокомиссии), наша страна также начала процесс перехода от «зеленых» тарифов к аукционной системе.

 

В частности, в июне 2018 г. в Верховной Раде Украины зарегистрированы целых 8 законопроектов, предусматривающих переход от «зеленых» тарифов как механизма стимулирования ВИЭ к системе аукционов. Такое количество поданных разными депутатами законопроектов по одному и тому же вопросу говорит о его большой важности.

 

Конечно, поданные законопроекты отличаются друг от друга в разных аспектах и это создает условия для дискуссии и поиска оптимального решения. Важно то, чтобы это большое количество не влияло на скорость и качество регуляторных изменений. Сейчас крайне важно формирование рабочей группы для профессиональной дискуссии с целью доработки одного основного законопроекта с учетом конструктивных замечаний и предложений. Сам процесс доработки законопроекта для вынесения на голосование должен быть максимально прозрачным и публичным, с активным вовлечением экспертов, профильных ассоциаций, игроков рынка, международных стейкхолдеров.

 

Также важно понимать, что в данный момент недопустимо затягивание сроков разработки и принятия новой нормативной базы или политизация процесса. Любые деструктивные действия или неопределенность в изменениях будут вести к ухудшению инвестклимата и снижению интереса инвесторов к сектору ВИЭ.

 

Если же законопроект будет разработан качественно и вовремя, то уже к 2035 году Украина может увеличить долю ВИЭ в общем объеме потребления энергии до 25%

«Зеленый тариф», как механизм стимулирования развития сектора альтернативной энергетики и увеличения её доли в общем объеме потребления энергии страны, был введён в 2009 году по примеру ЕС. Этот шах себя оправдал, обеспечив кратный рост мощностей ВИЭ и повышенный интерес инвесторов к сектору, даже в условиях высоких страновых рисков, которые сегодня, к сожалению, существуют в нашем государстве.

 

          Но сегодня в прогрессивном мире и Европе в частности, используют уже более совершенные методы поддержки данного сектора.  В частности речь идет о переходе многих стран, которые достигли значительной доли ВИЭ в общем энергобалансе, от фиксированных стимулирующих тарифов в пользу аукционных механизмов их определения. Аукционы позволяют находить баланс между интересами производителей (которые зависят от стоимости технологий ВИЭ, инвестиционных рисков, регуляторных трендов) и потребителей, желающих получать электроэнергию по оптимальной, конкурентной стоимости.

 

Что касается Украины, то следуя опыту и рекомендациям европейских партнеров (ЕБРР, Еврокомиссии), наша страна также начала процесс перехода от «зеленых» тарифов к аукционной системе.

 

В частности, в июне 2018 г. в Верховной Раде Украины зарегистрированы целых 8 законопроектов, предусматривающих переход от «зеленых» тарифов как механизма стимулирования ВИЭ к системе аукционов. Такое количество поданных разными депутатами законопроектов по одному и тому же вопросу говорит о его большой важности.

 

Конечно, поданные законопроекты отличаются друг от друга в разных аспектах и это создает условия для дискуссии и поиска оптимального решения. Важно то, чтобы это большое количество не влияло на скорость и качество регуляторных изменений. Сейчас крайне важно формирование рабочей группы для профессиональной дискуссии с целью доработки одного основного законопроекта с учетом конструктивных замечаний и предложений. Сам процесс доработки законопроекта для вынесения на голосование должен быть максимально прозрачным и публичным, с активным вовлечением экспертов, профильных ассоциаций, игроков рынка, международных стейкхолдеров.

 

Также важно понимать, что в данный момент недопустимо затягивание сроков разработки и принятия новой нормативной базы или политизация процесса. Любые деструктивные действия или неопределенность в изменениях будут вести к ухудшению инвестклимата и снижению интереса инвесторов к сектору ВИЭ.

 

Если же законопроект будет разработан качественно и вовремя, то уже к 2035 году Украина может увеличить долю ВИЭ в общем объеме потребления энергии до 25%.

387
2018-08-09

АНДРЕЙ БУЗАРОВ

адвокат, публицист, политический аналитик и востоковед, политолог-международник.